flag Судова влада України

Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел

Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46

Вр.и.о. председателя нового Верховного Суда, глава оргкомитета Дмитрий Луспеник рассказал о процессах, которые предшествуют запуску ВС

21 листопада 2017, 15:23
Вр.и.о. председателя нового Верховного Суда, глава оргкомитета Дмитрий Луспеник рассказал о процессах, которые предшествуют запуску ВС.

Беседовала

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 Судьи нового Верховного Суда назначены, создан организационный комитет по созыву его Пленума. Именно на Пленуме будет решен ряд важных задач, в частности, определен день начала работы нового наивысшего судебного органа Украины.

Какие задачи сейчас стоят перед оргкомитетом, есть ли уже план действий по началу работы нового ВС «Судебно-юридическая газета» в эксклюзивном интервью узнавала у председателя организационного комитета — временно исполняющего обязанности председателя Верховного Суда для созыва Пленума ВС, ранее судьи ВСУ и ВССУ, секретаря Пленума ВССУ Дмитрия Луспеника.

 — Какие первоочередные вопросы сейчас поставлены перед Вами, как председателем организационного комитета, и перед членами организационного комитета?

— Конкурс в новосозданный Верховный Суд завершился. Его транспарентность и этапы проведения с точки зрения мировой практики были беспрецедентными и уникальными.

Вместе с тем, такими же беспрецедентными и уникальными являются сложные вопросы организации начала работы Верховного Суда.

10 ноября 2017 г. был издан Указ Президента Украины о назначении судей Верховного Суда.

Однако, означает ли это, что судьи Верховного Суда  уже назначены на должность, и когда они обретут статус судьи, чтобы полноправно участвовать в заседании Пленума ВС, получать судейское вознаграждение и т.д.?

Обратимся к Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей» (далее — Закон). В п. 11 Заключительных и переходных положений для этого предусмотрено создание соответствующими кассационными судами, которые входят в состав ВС, с равным представительством, организационного комитета для созыва Пленума Верховного Суда. Была предварительная договоренность — по 3 представителя.

Представители организационного комитета были избраны отдельными собраниями кассационных судов 13 ноября 2017 г.: от Кассационного административного суда — Владимир БевзенкоИрина СапрыкинаТатьяна Шипулина; от Кассационного хозяйственного суда — Анна ВронскаяЕлена КибенкоЛариса Рогач; от Кассационного уголовного суда — Аркадий БущенкоВиктор ОстапукВалентина Щепоткина; от Кассационного гражданского суда — Дмитрий ГудымаДмитрий ЛуспеникГригорий Усик. Таким образом, в него включены представители всех юрисдикций, которые принимали участие в конкурсе в Верховный Суд.

14 ноября во время обучения судей ВС состоялось первое заседание организационного комитета, на котором его председателем был избран судья Верховного Суда, назначенный в Кассационный гражданский суд, Дмитрий Луспеник, бывший судья Верховного Суда Украины, секретарь Пленума Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Во время заседания Оргкомитета была дискуссия о том, что означает фраза Закона «оргкомитет для созыва Пленума ВС». Мы решили, что оргкомитет должен не только назначить дату первого заседания Пленума, но и обеспечить его организационное проведение, то есть совершить все действия, чтобы судьбоносный Пленум ВС состоялся. Что для этого нужно? Нужно лицо, которое могло бы принять судей в штат ВС. Почему и что это значит?
Да, действительно, Указом Президента Украины судьи Верховного Суда назначены на должность в определенные кассационные суды.

Однако, согласно ч. 1 ст. 52 Закона, судья приобретает свой статус: 1) после назначения судьей, 2) если занимает штатную судейскую должность в одном из судов Украины.

Далее, в ч. 2 ст. 135 Закона читаем: судье выплачивается судейское вознаграждение со дня зачисления его в штат соответствующего суда, если иное не установлено данным Законом. Иное этим Законом не установлено. Аналогичный анализ Закона можно было бы продолжать.

Что мы имеем в ч. 5 ст. 147 Закона? Временно исполняющий обязанности руководителя аппарата новосозданного суда, которым является Верховный Суд, осуществляет только определенные в этой части узкие полномочия руководителя суда (не председателя суда) как юридического лица до момента назначения не менее одного судьи.

Итак, вр.и.о. руководителя аппарата назначать судью, зачислять его в штат ВС, не может. Кто зачислит первого судью в штат Верховного Суда, если в нем нет ни председателя, ни его заместителя? Когда мы избирались или назначались в апелляционный или кассационный суд, то вопросов не было. Там всегда был председатель суда, который нас причислял к штату.

Процедура неким образом предусмотрена ч. 5 ст. ст. 39 Закона в системной связи с п. 11 Заключительных и переходных положений.

Именно поэтому на заседании организационного комитета было предложено поручить мне выполнить эти функции: первым зачислить себя в штат суда и как председателю организационного комитета — временно исполняющему обязанности председателя Верховного Суда исключительно для созыва Пленума ВС зачислить других судей Верховного Суда в штат. Других полномочий председатель оргкомитета как вр и.о. председателя Верховного Суда, не имеет и не может иметь в силу закона.

Только после этого они обретают определенный Законом статус судьи, могут получать судейское вознаграждение. А самое главное — только после этого они становятся полноправными членами Пленума Верховного Суда, который и будет решать другие сверхважные функции.

Почему звучит название вр.и.о. главы? Официальные государственные структуры, такие как Госказначейство, Государственная служба и т. п., не воспринимают название лица — председатель оргкомитета для подписания временного штатного расписания для выплаты зарплаты, для подписания приказов о зачислении в штат и т.д. Для меня это формально, а для них это важно.

Это временно и на несколько дней.

 — Одобрен ли план организационных мероприятий? Какой предлагается проект этого плана?

— Уже на первом заседании оргкомитета звучали мысли о необходимости разработки Плана организационных вопросов, определенные предложения, которые в течение этих нескольких дней постоянно уточняются. Но они четко определены Законом — это вопросы, которые детерминированы только для созыва Пленума ВС и со всем, что с этим связано.

В частности, это созыв Пленума ВС. Для этого необходимо определение даты заседания Пленума ВС; формирование повестки дня Пленума ВС; подготовка внутренних документов: Регламента Пленума ВС; Положения о Научно-консультативном совете при ВС с предложениями о персональном составе по юрисдикциям, возможно, утверждение состава редакционной коллегии официального печатного органа Верховного Суда и т.п.

Однако самое главное — это предложения относительно принятия решения о дне начала работы Верховного Суда.

— Каким образом происходит взаимодействие между членами оргкомитета от различных кассационных судов?

— Взаимодействие между членами оргкомитета происходит постоянно благодаря всем возможным средствами электронной связи. Коммуникация есть, и это самое главное. Единственное, что затрудняет некоторые моменты, это то, что мы, все судьи ВС, пока проходим обучение, организованное Национальной школой судей. Оно для нас очень важно, и мы все хотим постоянно присутствовать на конференциях, учиться.

— Усматриваете ли Вы определенные сложности в процессе организации начала деятельности нового Верховного Суда, и как их можно решить?

— Действительно, как я уже сказал, как беспрецедентным был конкурс в новосозданный Верховный Суд, так же беспрецедентными являются и определенные вопросы, которые возникают у нас, сложности относительно организации начала работы ВС, его Пленума.

В частности, мы получаем множество интересных, оригинальных и заслуживающих внимания предложений по запуску ВС, изменению формата работы Верховного Суда и, как сейчас модно, и это верно, говорить, относительно пропаганды новой философии Верховного Суда, стратегии работы ВС, в т.ч. по судебному менеджменту, коммуникации с обществом, для которого новосозданный орган должен быть единым и монолитным — это Верховный Суд, а не разрозненные кассационные суды в составе ВС. Я, как судья-практик, как ученый, при назначении в ВСУ, а затем в ВССУ всегда с удовольствием воспринимал новые идеи, предложения, направленные на совершенствование работы Суда. Ведь я сам постоянно предлагал новые идеи, разрабатывал их, внедрял, наталкивался на некоторое недопонимание со стороны более опытных коллег, учитывал их конструктивные замечания, учился у них и всегда «шел дальше».

Единственное, что мы должны для себя решить — все ли поступающие предложения относятся к полномочиям Пленума ВС, а что относится к полномочиям собрания соответствующих кассационных судов и т.п., ведь Пленум ВС может решать только те вопросы, которые отнесены законом к его полномочиям. Для меня это самое главное, как и то, что процедура, которая должна предшествовать принятию Пленумом любых собственных решений, должна быть соблюдена. Ведь мы все хотим, чтобы новый Верховный Суд демонстрировал уникальные образцы профессионального судебного администрирования, эффективной системы принятия качественно новых стандартов решений, чтобы неотъемлемым атрибутом был высокий профессионализм решений не только по существу, а и что касается справедливой процедуры их принятия.

Все это поможет обеспечить настоящую легитимность нового Верховного Суда, чтобы оправдать высокие общественные ожидания.

Искренне верю в новый Верховный Суд!